Конец программы «Space Shuttle» — планетарная катастрофа?
МКС продолжит работать. Но система ее безопасности в ближайшие годы получит пробоину. США лишается флота шаттлов. А они предоставляют уникальную возможность подправлять систему управления станции, ее «моторы» в случае неполадки или серьезной поломки. И если вдруг МКС утратит управление, будет необходим спасательный флот, — уверены научные обозреватели издания «New York Daily News» Кристофер Крафт и Скотт Спенсер.
Более десятилетия на Международной космической станции кипит жизнь. Меняющиеся два раза в год звездолетчики из России, Соединенных Штатов, других 14-ти стран мира постоянно живут, трудятся, проводят научные эксперименты. NASA приняло окончательное решение: проект «Space Shuttle» свертывается, «челноки» будут списаны, и равноценной замены им не планируется.
Авторы считают, что события примут серьезный оборот. Это может привести к утрате контроля над МКС и рассматривают вариант, что в атмосферу войдет объект, самый значительный из выводившихся на орбиту: его вес более 400 тонн, а размеры.
Далее рисуются апокалипсические картины: не сгорающие в атмосфере низвергающиеся обломки, дамоклов меч, нависший над человечеством. Всемирная катастрофа, непредсказуемые последствия для международных связей (они и обрушатся тяжким бременем на РФ, США, других участников программы МКС).Правда, Christopher Kraft и Scott Spencer признают, что МКС вооружена трижды дублирующимися системами управления, и это сводит к минимуму вероятность тотальной катастрофы. Но все же возможной, вспоминая крушение «безотказных технологий», приведших к ядерному кризису в Японии. Они считают, что есть опасность повреждение систем безопасности из-за аварии одного из многочисленных судов, пожара, встречи с космическим мусором.
Если это случится, Станции может понадобиться экстренная спасательная операция. И лишь шаттлы, считают эксперты, располагают рядом уникальных качеств собственно как «ремонтники».
Только они смогут воспользоваться запчастями и отремонтировать КС $ 100 миллиардов, восстановить управление, если нужные специалисты не будут находиться на МКС. Необходим специализированный ремонтный корабль, так как даже «Союзы» не имеют систем жизнеобеспечения, нужных для осуществления многочасовых ремонтных работ в открытом космосе (шлюзовых камер, манипуляторов, другого оборудования).Нельзя не согласиться с Крафтом и Спенсером, что до последнего полета шаттла, партнерам по МКС надо обсудить возможность спасения «челноков» как значимого средства безопасности в случае отказа систем Станции. Авторы призвали Конгресс США провести слушания по этой теме и заканчивают статью так: «Шаттлы — единственная страховка на случай катастрофы с МКС. Она очень ценна, но может представлять серьезную угрозу человечеству, а потому играть в русскую рулетку в космосе недальновидно».
Непонятно одно, почему авторы не обратились с этими призывами к NASA?
* Крафт — экс-директор Центра пилотируемых космических полетов NASA (Хьюстон).