Надежда на свежую струю
Основа отрасли — пилотируемая космонавтика, еще дающая неоспоримое преимущество России над другими странами, осваивающими космос (США — не в счет). Правда, Китай уверенно сокращает отставание: КНР создала свой пилотируемый корабль («Шеньчжоу»), начала создание околоземной станции. Важнейшая цель — решение «проблемы-2020» (в этом году оканчивается срок эксплуатации МКС). В отличие от России, у США — другого основного участника проекта МКС, есть «запасной аэродром», который можно будет использовать по завершении работы станции.
Есть планы создания «Опытного пилотируемого сборочно-эксплуатационного комплекса» (ОПСЭК), или «Обитаемой базы в точке Лагранжа». Но перспективы их (с научной и экономической точек зрения) не определены. Целью для прогресса российской космонавтики — Луна или Марс (что перспективней). Но Роскосмос еще не имеет четких программ по полету на Луну и Марс, лишь подготовленные специалистами концепции.Если в ближайшее время не будет определено, куда лететь после МКС, и не будут сделаны конкретные шаги по созданию нового крупного пилотируемого комплекса, космонавтика России после 2020 сведется к краткосрочным полетам. Но до этого надо решить еще один важный вопрос: идти дальше самостоятельно или с «союзниками»? Объединять конструкторские и промышленные усилия, или развивать свои? Как найти средства на это?
Похоже, пока мечты о группе стран, вместе трудящихся над программой освоения космоса, пока мечтами и остаются. Государства не готовы к объединению, и международное сотрудничество не может быть стратегической целью прогресса космической отрасли России. Только доказав самостоятельность в решении крупных космических проектов, Россия может рассчитывать на взаимовыгодное сотрудничество с другими государствами по изучению и освоению космоса. Эти задачи и предстоит решить новому руководителю Роскосмоса.