Россия — монопольный «космический извозчик»
Цены на «билеты» на «Союзе» для астронавтов уже поднялись, утверждает газета «Wall Street Journal». Она провозгласила «конец былинной эпохи космического противостояния двух держав, двух программ — российской и американской.
Сегодняшний запуск шаттла (последний) оставляет Россию вне конкуренции. МКС — самый дорогой предмет из собиравшихся когда-либо в космосе. Но… через пару дней единственную нить управления им будет держать руках исторический противник США, Россия, напоминает американское издание.
Последний из «челноков» — «Атлантис»… а потом? Астронавты всего мира попадут в зависимость от монопольных российских полетов, которые доставят их на Станцию за… $100 млрд. Это может вызвать напряженность, подмечает WSJ, говоря о том, что «русские уже повысили почти в 3 раза стоимость транспортировки на «Союзе».
Глава Совета ESA (Европейского космического агентства) Дорден уверен, что «они сделали ошибку». По оценке WSJ, «Союз» — триумф малобюджетного подхода к изучению космоса: аппараты запускаются на орбиту одноразовыми носителями. Программа NASA применяла многоразовый метод, корабль БЫЛ самым сложным КА за историю человечества. Руководитель Роскосмоса считает многоразовые корабли неоправданным экономически удовольствием.Монополия на пилотируемые полеты не может продлиться вечно, и, если планам NASA суждено осуществиться, конец ей придет в 2016 году. Если (опять же) построят несколько коммерческих кораблей: сейчас они — на стадии проектирования. Идея американцев в том, чтобы основать частный сервис «космического такси». Это сократит расходы страны на космос и даст импульс космическим исследованиям.
Со времени объявления об окончании программы шаттлов, Роскосмос 8 раз увеличивал цену доставки астронавтов (более чем в 2,5 раза). Россия не откажет себе в праве извлечь выгоду из этой монополии, но вряд ли сделает ее инструментом дипломатического нажима, считают в WSJ. Изначально МКС создавалась как промежуточная платформа для полетов на другие планеты. Однако в процессе работы ее миссия изменилась: теперь станция рассматривается как космическая лаборатория для проведения экспериментов на орбите. Эти эксперименты могут помочь создать новые лекарства и новые методы лечения. Именно поэтому данные эксперименты нуждаются в том, чтобы их проводили люди и чтобы люди в них непосредственно участвовали