Многоразовые корабли: пока не время
Руководитель Роскосмоса убежден, что космонавтика на новом витке развития непременно возвратится к многоразовым кораблям, несмотря на то, что на сегодня использование их нерентабельно и нецелесообразно.
NASA сворачивает программу «Space Shuttle». Запуск восьмого июля к МКС челнока «Atlantis» завершает проект. В СССР был создан спецпроект «Буран», но по нему был лишь один пуск корабля. Владимир Поповкин констатирует, что пока возвращаемые корабли — слишком дорогостоящее удовольствие, и верит, что космонавтика придет вновь применению челноков. Но она должна миновать определенную стадию развития, считает глава Роскосмоса.
СССР и США создавали «челноки» в «эпоху гонки» (вооружений и в космосе). Положение изменилось, и многоразовые системы превратились в средства доставки, к тому же уступающие одноразовым «Союзам». Руководитель Федерального космического агентства обозначил, что российский проект создания возвращаемых КК не свернут, научные и инженерные разработки ведутся, специалисты работают над новыми системами: автоматики, спуска, более действенной теплозащитной обшивки корабля. Но этот проект оправдан лишь для «ближнего космоса». Для полетов на Луну, Марс нужны будут другие технологии.
На данном этапе у человечества нет актуальной потребности везти с других планет полезные ископаемые. И если подходить к далеким полетам только с научными целями, нужен другой подход. Для изысканий необходимы столь большие вложения, что ни одно государство в одиночку не справится: нужна кооперация, уверен Владимир Поповкин.
Насчет МКС у России и США имеется договоренность о совместной эксплуатации Станции до 2020 года. Американцы хотят «наращивать обороты», российская сторона стремится к тому, чтоб ее модули работали максимально долгое время. По поводу космического туризма, глава Роскосмоса обозначил: это — только бизнес, государству следует отдать его на откуп частным фирмам. Особенно ныне, когда вся нагрузка легла на российские корабли.