Планы SpaceX
США и СССР и затем Россия доминируют в космосе на протяжении уже более полувека. Но сейчас, в начале XIX века частные компании вырываются в космос, помогая крупным государственным агентствам в освоении мира, лежащего вне Земли. Разумеется, эта индустрия развивается пока только в США, и первая американская компания, SpaceX, уже начала работу наравне с космическими агентствами. Космический аппарат Dragon успешно совершил свой полет к МКС, доставив на борт немного груза и вернув на Землю результаты научных экспериментов. Компания уже имеет контракт на последующие запуски. Космический аппарат был поднят в космос ракетой-носителем Falcon 9, также детищем этой компании. Однако цель компании, как ее видит основатель Элон Маск, намного амбициознее, нежели регулярные рейсы на орбиту Земли.
Грузовик
После завершения программы шаттлов США остались без средств доставки грузов и космонавтов к МКС, попав в зависимость, в первую очередь, от России, а также от ЕКА и Японии. Но вместо того, чтобы разработать новый космический аппарат, в США началось стимулирование частного сектора, возникшего за несколько лет до этого. Одной из первых коммерческих компаний, нацеленных на самостоятельный выход в космос, была SpaceX, основанная в 2002 году. Это и самая успешная компания. Ее космический аппарат уже совершил два успешных полета, первый в декабре 2010 года, тестовый, второй в мае, рабочий. У компании уже есть контракт стоимостью 1.6 миллиарда долларов на 12 полетов космического аппарата в режиме грузовика – без экипажа. Ей на пятки наступает Orbital Sciences, имеющая контракт стоимостью 1.9 миллиарда на обеспечение 8 полетов. Но эта компания пока отстает в реализации. Еще два полета компании SpaceX по контракту запланирована на этот год, один – летом и еще один в самом конце года.
Орбитальное такси
Космический аппарат Dragon, однако, отнюдь не простой грузовик. Это изначально пилотируемый аппарат, но пока он используется в автоматическом режиме, так как доверить ему человека до того, как будет полная уверенность в его надежности, нельзя.
В прошлом году NASA выдало компании 75 миллионов долларов на разработку системы экстренной отмены запуска – обязательного требования, предъявляемого к пилотируемым полетам. Одновременно финансовую поддержку разработок пилотируемых космических аппаратов получили компании Blue Origin, Sierra Nevada и Boeing. Американское агентство рассчитывает начать пилотируемые полеты на частных кораблях к 2017 году, и по мнению Маска его компания должна выполнить эту задачу. «Разумеется, есть много факторов, мало ли что может случиться, – говорит Маск. – Но в «идеальном» мире, где все идет точно по плану, это займет около трех лет, скорее даже несколько меньше».
Прицел на Марс
Даже в ближайшей перспективе компания не намерена ограничиваться перевозками между Землей и околоземной орбитой. В первую очередь, целью пилотируемого полета будет Марс. «В конце концов, на большом масштабе времени, единственно важным вопросом остается один – находимся ли мы на пути к заселению других планет? – задается вопросом Маск. – Если нет, нас ждет не самое радужное будущее. Мы будем торчать на Земле, пока какое-нибудь неизбежное событие не уничтожит нас».
Для реализации планов под полетам в дальний космос компания разрабатывает ракету-носитель Falcon Heavy, тяжелый вариант ракеты Falcon 9. Ее пробные запуски должны начаться в течение года-двух. Ракета должна стать вдвое более мощной, чем любая современная, и вдвое менее мощной, чем Сатурн 5, отправлявший на Луну астронавтов. «Так что в принципе, имея два запуска этой ракеты и какой-то способ стыковки на орбите, можно отправить человека на поверхность Луны, что не может не вызывать энтузиазма», – говорит Маск.
«Для того, чтобы совершить революцию в освоении космоса, нам совершенно необходима полностью многоразовая и быстро восстанавливая ракета-носитель, – говорит Маск. – Это – Святой Грааль ракетостроения. Многие считают эту задачу невыполнимой, и именно потому я ее так окрестил. Но если нам удастся сделать такую ракету, стоимость полетов в космос может упасть в сотни раз. Подумайте, если бы для каждой новой поездки вам надо было покупать новую машину, часто вы бы катались на своем авто»?