России нужно вступать в ESO
Астрономы нашего государства, некогда флагмана астрономии, неоднократно говорили о необходимости присоединения к южноевропейской обсерватории. Они считают, что это — единственный шанс российской науки добраться до новейших астрономических инструментов. Но для вступления в организацию нужно единогласное постановление Совета Обсерватории.
Европейская южная обсерватория (ESO) расположена на чилийской Ла-Силье — горе высотой в 2400 метров в пустыне Атакама. Это абсолютно изолированная местность, что крайне важно для качества наблюдений, недоступная любым источникам искусственного света и пыли. Она имеет в своем распоряжении мощнейшие наземные инструменты: среди других — четыре телескопа-рефлектора с главными зеркалами диаметром больше 8-ми метров. К сведению: в ESO входят 15 стран, включая одну неевропейскую — Бразилию (с 2010).Дмитрий Медведев обещал продумать возможность членства России в ESO после недавнего визита на Лыткаринский завод оптического стекла, директор которого информировал президента, что для развития астрономии в России следовало бы вступить в Европейскую Южную обсерваторию. Ранее подобный шаг был труден для нашей страны из-за финансовых сложностей. Сейчас это, скорее всего, произойдет, невзирая на то, что вступительный взнос в ESO превышает сотню миллионов евро.
Российским астрономам сейчас не под силу создать крупный современный телескоп из-за нехватки средств и требуемых технологий. Лучший из наших, 6-метровый рефлектор БТА, создан около полувека назад и находится на Кавказе. Там только половина ясных ночей, а в горных районах Чили — более 90%. Районов с подобным астроклиматом, где стоит размещать такие телескопы, территория РФ лишена. Параметры, повлиявшие на выбор места расположения экстремального телескопа, «астрономическое качество» атмосферы (число ясных ночей, — 320 ясных в году, насыщенность ее водяными парами, «стабильность»). Учитывались также экономические факторы, в том числе близость к нынешнему «флагману» мировой астрономии..Директор ESO, известный голландский астроном Тим де Зеу рассказал, что организация заинтересована в сотрудничестве с нашей страной, и возможность вхождения России в «астрономическую элиту» уже была обсуждена (пока, правда, неофициально). Вступительный и годовой взносы зависят от национального дохода страны, и за право быть членом ESO Россия, как сказал де Зеу Медведеву, может составить порядка 118 миллионов евро. Но она может быть поделена на несколько лет.
Присоединение к ЕЮА, по мнению директора Института астрономии РАН Бориса Шустова, — «единственный способ впрыгнуть в уходящий поезд. Мы не в состоянии держать науку на мировом уровне. Надо максимально использовать шансы вступить в корпоративные отношения с Европой. Если, конечно, стране, нужна современная астрономия».Кроме того, для России членство в ESO принесет большой объем заказов для высокотехнологичной промышленности. Наша страна могла бы на конкурсной основе принять участие в создании крупнейшего телескопа планеты диаметром 42 метра — E-ELT (European Extremely Large Telescope — Европейский экстремально большой телескоп, ЕЭБТ). На днях Совет оповестил, что в 2018-м году на горе Армазон (в пустыне Атакама, Чили) установят этот прибор, для которого необходимо более 1000 стеклянных заготовок, из которых будет выложено мозаичное большое зеркало.
E-ELT будет самым крупногабаритным оптическим телескопом: диаметр его зеркала более чем в 4 раза превзойдёт самые большие ныне существующие аналоги. Его составят почти тысяча шестиугольных секций размером 1,4 метра (вот за право изготовить из и собираются поспорить российские заводы). С помощью ЕЭБТ можно будет решить многие астрономические проблемы и, как знать, в корне изменит сегодняшние представления о Вселенной. Это уже случилось 400 лет назад, когда появился первый телескоп Галилея.
Для России создание собственного новейшего телескопа обошлось бы в миллиард евро за 25 лет, но все равно его пришлось бы располагать за пределами страны. «Потому вступление в ESO — единственный реальный шаг, благодаря которому мы получим доступ к современным астрономическим инструментам, — сообщил журналисту РИА «Новости» директор Специальной астрофизической обсерватории РАН (САО) РАН Юрий Балега. — Для переговоров о вступлении нужно создать межведомственную рабочую группу, но главная проблема — воля государства».Воля власть придержащими проявлена. И грамотные шаги помогут российской астрономии вернуть утраченные позиции.