Первый космопорт
Скоро на Земле появится первый коммерческий космодром – космопорт «Америка».
Примерно в 70 километрах к северу от города Лас-Крусес выделена площадь 72 квадратных километра. Там уместится, в том числе, почти трехкилометровая взлетно-посадочная полоса для обеспечения потока суборбитальных полетов. Полоса рассчитана на обслуживание кораблей WhiteKnightTwo/SpaceShipTwo компании Virgin Galactic.
Футуристический ангар практически закончен, его вполне можно назвать достойным космическим сооружением будущего. Создатели космопорта настроены оптимистично. По их мнению, время пришло, осталось лишь построить космопорт, и люди, желающие подняться в космос, появятся.
«Первая фаза постройка космопорта Америка закончена на 90 процентов, мы ожидаем полностью завершить ее к концу 2011 года», – говорит Дэвид Вилсон, глава отдела по связям с общественностью.
Вторая фаза, планирование которой уже началось, включает комплекс для аппаратов вертикального взлета, залы ожидания в близлежащих городах и в городке, строящемся у космопорта. Также к этой фазе относится прокладка дороге до ближайшей федеральной трассы. Вторая фаза должна быть закончена в 2013 году, после чего космопорт начнет работу.
Директором космопорта назначена Кристина Андерсон. Она имеет 30-летний опыт работы в гражданских подразделениях ВВС США, причем как в руководящих, так и в исследовательских. При назначении она столкнулась с большой трудностью: бюджет проекта был сокращен более чем в двое, и теперь составляет 209 миллионов долларов.
«Когда вы думаете о том, как это здорово – строить все это в середине пустыни в Нью-Мехико, невольно возникает желание снять шляпы перед всеми подрядчиками и архитекторами, вообще перед всеми, кто вложил свой труд и время в это дело», – говорит Андерсон.
Андерсон все еще надеется увеличить финансирование, ведь в планах многое. Например, крупная гостиница, которая, как и все остальное, должна стать не современной. Она должна стать гостиницей завтрашнего дня.
«Этого хочет Virgin – для пассажиров, их друзей и родственников. Я уверена, что будут и другие гостиницы неподалеку, потому что многие компании подключатся к нашей работе. Но меня это не волнует. У меня есть 75 квадратных километров, и я работаю с ними», – говорит Андерсон.
Создатели космопорта сталкивались и с более неожиданными проблемами. Ничем не примечательная пустыня оказалась раем для археологов: в ходе работ было обнаружено около 20 мест стоянки людей, имеющих возраст более 10000 лет. «В те времена здесь было намного более влажно, территория подходила для охотников и собирателей, – говорит Андерсон. – Это было совершенно неожиданно. Я никогда с таким не сталкивалась, да и кто мог надеяться стать археологом, строя космопорт?» Находки будут выставлены в космопорте.
В отношении того, зачем же нужен космопорт, Андерсон особенно оптимистично смотрит на суборбитальные полеты.
«Когда я работала в Исследовательской лаборатории ВВС, мы всегда искали возможности вылета. Для тестирования технологий и проведения экспериментов. Но для этого вам уже нужен неплохой послужной список и опыт. А в суборбитальном полете можно многому научиться», – говорит Андерсон.
Но в первую очередь, конечно, ожидается коммерческий интерес.
«Мы потратили 50 или 60 лет чтобы разработать все эти неимоверные технологии, которые несут человека в космос, и теперь они могут быть использованы коммерческими компаниями, – говорит она. – Все вложенные в исследования деньги теперь позволят подняться индустрии, и это хорошо».
Впереди и другие трудности. Сейчас космопорт имеет поддержку в Нью-Мехико, особенно в двух графствах, добровольно повысивших налог для поддержания проекта. Люди ожидают развития инфраструктуры и туризма не только в космосе, но и на земле. По мере того, как проект будет подходить к завершению, люди начнут разбираться к том влиянии, которое окажет космопорт. Тогда же остро встанет вопрос о позиции федеральных мастных органов относительно его работы.
Один простой, но не менее важный момент – действия Virgin Galactic. Пока трудно сказать, когда они обоснуются в космопорте и начнут платить арендную плату. Создание корабля SpaceShipTwo движется хорошо, но нужно провести еще много тестов. Тестированию подлежит капсула и реактивный двигатель по отдельности, после чего будет проверяться весь корабль. Кроме того, необходимо разработать программы полетов, действий при нештатных ситуациях, подготовить команды сотрудников космопорта.
Кроме проблем, космопорт получает и неожиданную поддержку. Около месяца назад космопорт Америка получил грант от Федеральной авиационной администрации для улучшения инфраструктуры. Грант в размере почти 250 миллионов долларов направлен на создание дополнительного ангара, предназначенного для сборки и монтажно-испытательных работ. Его стоимость оценивается почти в 500 миллионов, так что половина уже покрыта.
«Мы очень рады, что получили этот грант, – говорит Андерсон. – Этт деньги очень важны для улучшения общей инфраструктуры и, в особенности, наших возможностей по запуску аппаратов вертикального взлета».