Корональный выброс массы и магнитный жгут
18 июля 2012 года на Солнце наблюдался небольшой всплеск яркости в правой нижней его части. Такие вспышки почти всегда сопровождаются корональным выбросом массы. 18 июля его не произошло, но зато имело место не менее интересное явление. Линии напряженности магнитного поля в этом регионе начали изгибаться, в результате чего в короне – верхнем слое атмосферы Солнца – начала накапливаться очень горячая плазма. Этот пузырь плазмы ярко излучал в ультрафиолетовом диапазоне и потому с легкостью наблюдался одной из камер обсерватории SDO. Таким образом удалось впервые наблюдать образование явления, которое на данный момент является основным кандидатом в причины корональных выбросов массы и других, менее грандиозных и известных явлений активности светила – магнитного жгута.
Восемь часов спустя тот же участок Солнца произвел новую вспышку, и на этот раз она сопровождалась корональным выбросом массы. Соединение линий напряженности магнитного поля, составляющих жгут, с Солнцем с одной стороны нарушилось. В результате линии развернулись, выпуская в космос миллиарды тонн солнечного материала – классический выброс массы. «Наблюдение этой структуры захватило нас, – говорит сотрудник Исследовательской лаборатории ВМФ США Ангелос Вурлидас. – Развитие явления оказалось практически точным повторением тех картин, которые нам рисовали теоретики магнитных жгутов еще с 70-х годов. То, что мы видели, было похоже на несколько восьмерок – спираль, выходящую из одного места на Солнце, и входящую в другое».
История изучения магнитных жгутов представляет собой попеременный выход вперед то теории, то наблюдений. Впервые теоретически такие структуры в плазме были предсказаны в 70-х годах. Чуть позже было получено первое их подтверждение с использованием околоземных космических аппаратов. Однако похожие на жгуты структуры в корональных выбросах, уже далеко отошедших от Солнца, могли быть вызваны и другими механизмами, а если даже это и были жгуты, природа их появления и развития не могла раскрыться в таких неточных и запоздалых наблюдениях. С запуском обсерватории SOHO ситуация улучшилась. Оборудованный специальным телескопом, блокирующим изображение Солнца в центре, зонд оказался способен получать качественные снимки короны, и в выбросах массы с самом начале их путешествия были замечены жгуты. Однако даже эти наблюдения были неудовлетворительны, так как большая часть корональных выбросов массы – неожиданные явления, и связанные с ними жгуты оказываются небольшими, не успевшими развиться. Заметить такую небольшую структуру в сложном переплетении магнитных полей короны Солнца – сложная задача.
Основываясь на неполных наблюдательных данных, были разработаны две основные теории образования и развития магнитных жгутов. В первой магнитный жгут оказывается предтечей коронального выброса массы. Жгут развивается, включая все больше линий магнитной напряженности, они все сильнее искривляются и вся структура становится неустойчивой. В конце концов жгут отрывается от Солнца, выбрасывая в космос огромное количество энергии и материала. Во втором сценарии корональный выброс массы происходит, когда зацикленные линии напряженности магнитного поля Солнца отрываются от него. Удаляясь от светила, магнитное поле плазмы пытается соединиться, как разные полюса магнитов. В результате возникают образования, которые и наблюдались в выбросах – классические магнитные жгуты.
«Мы увидели мощный выброс 19 июля и решили посмотреть, что ему предшествовало, – говорит Вурлидас. – Мы начали изучать наблюдения последних нескольких минут, затем часа, нескольких часов, и наконец увидели то, что нам давно рисовали на картинках ученые». Такой результат удалось получить благодаря трем основным факторам. Во-первых, наблюдения были проверены для большого интервала времени, тогда как до этого изучение магнитных жгутов ограничивались несколькими минутами до выброса. Во-вторых, ориентация выброса на Солнце была такова, что наблюдение жгута оказалось очень удобным – прямо сбоку. Наконец, спектральный диапазон чувствительности камеры SDO оказался идеальным для наблюдения плазмы в жгуте. Одновременные наблюдения с другим прибором, чувствительность которого не позволяет наблюдать материю температурой более 10 миллионов Кельвинов, не показали почти никаких признаков жгута. Поставленный спектральный фильтр – заслуга ученых, предположивших столь высокую температуру в жгуте, предшествующем выбросу. Для меньших температур лишь изредка в течение 8 часов наблюдались признаки жгута, соответствующие охлажденному материалу. Однако перед самым выбросом материя нагрелась, жгут увеличился и в конце концов оторвался от Солнца.