Корональные полости
Атмосфера Солнца неспокойна, она постоянно изменяется. В атмосфере поднимаются гигантские колонны газа, настолько горячего, что все электроны вырваны из его атомов, превращая газ в плазму. Эти потоки плазмы искривляются, закручиваются, сталкиваются. Иногда поток полностью отрывается от Солнца, устремляясь в космос, а иногда возвращается в глубинные слои атмосферы. Эти потоки, часто называемые протуберанцами, могут оказаться частью большей структуры. Сбоку они могут выглядеть, как дуга в лампе накаливания. Яркая область атмосферы Солнца, окружающая протуберанец, как и лампа, внутри пуста (относительно), и это пустое пространство и называют полостью. Эти структуры – не единственные на Солнце, они входят в число множества, создаваемого плазмой с температурой в миллионы градусов и постоянно изменяющимся мощным магнитным полем светила. Однако полости могут оказаться одним из важнейших, во всяком случае для человека, явлений в короне, давая начало корональным выбросам массы. Эти выбросы миллиардов тонн заряженных частиц в околосолнечное пространство опасны для человечества, так как они могут повредить спутники, системы связи и электроснабжения, а также могут оказаться опасны для космонавтов и даже для пассажиров самолетов.
«Мы толком не знаем, что приводит к образованию корональных выбросов массы, – говорит Терри Кучера, сотрудница Центра космических полетов имени Годдарда. – Поэтому мы хотим понять их структуру до выброса. В этом случае мы сможем разобраться, почему же эти выбросы происходят и, возможно, даже сумеем разработать систему предсказания этих опасных событий». Кучера – руководитель группы, занявшееся изучением полости, попавшей в кадр нескольких орбитальных телескопов 9 августа 2007 года. Полость, а также протуберанец около короны и ее граница, очерченная потоками плазмы, хорошо видны на первом изображении. Специалисты сконцентрировались на изучении трех главных свойств полости – ее форме, плотности и температуре. Полость, снятая 9 августа оказалась особенно удачной – ее ориентация по отношению к наблюдавшим космическим аппаратам позволила отлично разглядеть явление сбоку, причем основание области в короне также отлично видно. В результате было определено, что внутри полости присутствует мощное магнитное поле, поддерживающее ее форму. Плотность материала в полости на 30% меньше, чем на ее границе – темном потоке, отрывающемся от атмосферы Солнца. Температура внутри полости не одинакова и изменяется в пределах от 1.4 до 1.7 миллиона градусов Цельсия, причем наблюдается повышение температуры с увеличением высоты. Изучение полости, определение ее форм – непростое дело, ведь объект наблюдения находится на расстоянии 170 миллионов километров. «Нашей первой задачей было точное определение морфологии объекта, – говорит Сара Гибсон, сотрудница Национального центра атмосферных исследований. – Если мы видим такие четкие очертания, ясную форму, – это не совпадение. Форма полости указывает на свойства магнитного поля, создающего ее, а понимание свойств магнитных полей на Солнце – ключ к изучению процессов, связанных с корональными выбросами массы». Для изучения объекта использовались все возможные данные – полость успели заснять аппараты STEREO, SOHO и Hinode. При помощи этих аппаратов полость наблюдалась в течение всего времени своего развития, а также под разными углами по мере вращения Солнца. Это внесло важные сведения, в частности, на представленном рисунке полость видна слева от Солнца, так как при другой ориентации – когда полость оказывается справа – она намного хуже видна. Это несет информацию о структуре области, похожей на туннель – его хорошо видно сбоку, но сложно разглядеть, глядя прямо. Таим образом, граница полости – туннель в форме полумесяца. Магнитное поле пронизывает границу, поддерживая ее форму. Плазма, можно сказать, наматывается на линии напряженности магнитного поля, выходящие и входящие обратно в атмосферу светила.
Три задачи, рассмотренные нами выше, появлялись в печати постепенно, соответственно в 2010, 2011 и 2012 году. Все они посвящены одному явлению, замеченному в 2007 году, что само по себе говорит о сложности анализа задач. Тем не менее, работа не ограничивалась детальным изучением одной полости, сравнение результатов с полученными при беглом рассмотрении других примеров показало аналогичные свойства. С запуском аппарата SDO в 2010 году сбор таких данных значительно упростился, а сама информация стала лучше. «Наши отклонения на все эти второстепенные явления на самом деле служат выявлению физики явлений, происходящих в короне, – говорит Гибсон. – Иногда такие полости могут быть устойчивы в течение недель, а затем внезапно изрыгать корональный выброс массы. Мы хоти понять, как это происходит. У нас есть доступ к огромному разнообразию данных, и это здорово – наши знания складываются вместе, преобразуясь в стройную теорию».